Учебно-методические материалы для студентов кафедры АСОИУ

Учебные программы » Открытое программное обеспечение » Дополнительные материалы

Жанры компьютерных игр

Компьютерные игры — это разновидность прикладного программного обеспечения, популярный способ проведения досуга и высокодоходная отрасль в сфере информационных технологий. В зависимости от тех или иных признаков игры относят к определенным жанрам.

Типовая классификация компьютерных игр (ранее: видео-игр) основана на понятии жанр, определяющем совокупность характерных черт, присущих той или иной игре. Этот подход не стандартизован, но популярен и его придерживаются как представители игровой индустрии, так и потребители игровых приложений. Кратко рассмотрим основные жанры:

Аркады
Категория компьютерных игр с простым игровым процессом, сводящимся выполнению ограниченного набора действий, нацеленных на достижение определенного результата. Задачи игр этого жанра, как правило, сводятся к набору максимального количества очков и/или минимальному времени прохождения игры.
Приключения
Приключенческие игры (также известные как квесты) — сюжетные игры, в которых герой выполняет различные задания, для чего ему требуется общение с другими персонажами, поиск и использование различных предметов, решение задач и головоломок.
Ролевые игры
РПГ (англ. RPG — Role-Playing Games) — многоплановые игры с нелинейным сюжетом, где игрок, управляя персонажем, имеет возможность улучшать его способности. Для этого требуется побеждать врагов, выполнять задания, продавать и покупать артефакты и т.п. На характеристики персонажа могут влиять своевременный прием пищи, сон и т.п. "Интересность" таких игр во многом определяется адекватностью искусственного интеллекта, управляющего поведением прочих персонажей.
Развитие широкополосного Интернета привело к появлению разновидности РПГ — массовых многопользовательских ролевых онлайн-игр (ММОРПГ). В этом виде игровых программ виртуальные персонажи, управляемые реальными игроками, способны взаимодействовать друг с другом.
Симуляторы
Игровые приложения, имитирующих управление каким-либо процессом или устройством. В основе хороших симуляторов — математические модели представляемых объектов и процессов. Чем полнее описана модель и ее окружение, тем реалистичней симулятор. Хорошие компьютерные симуляторы могут использоваться в качестве тренажеров.
Стратегические игры
Задача игр этого жанра сводится к получению преимуществ над противником, достижимых путем выработки и реализации определенного плана. Объектами управления являются не отдельные персонажи, а целые корпорации, армии, государства и даже цивилизации. Различают пошаговые стратегические игры, где игроки ходят поочередно и стратегии реального времени (RTS — Real-time strategy), в которых все игроки действуют асинхронно.
Боевики
Этот жанр компьютерных игр, более известный под калькой "экшен" (от англ. action — действие) — один из самых популярных видов компьютерных игр. Быстрота реакции и способность оперативно принимать решения — основные слагаемые успешного прохождения таких игр. В боевиках присутствует элемент насилия, возможно этим и обусловлена популярность жанра (однако, оставим это для психологов).
Прочие
Сюда отнесем те игры, которые не попадают в вышеперечисленные жанры или к которым вообще сложно применить понятие "жанр". Примерами таких игр являются компьютерные версии шахмат, шашек, карточных игр, кроссвордов и т.п.

В приведенный список намеренно не включены такие устоявшиеся названия как "казуальные игры", "браузерные игры" и еще ряд разновидностей, таксономия которых основана не на сюжете, а, например, на технических требованиях. Также намеренно исключены из обзора субкатегории — оставим их для самостоятельного исследования3.

Классификация компьютерных игр осложняется тем, что многие игры выпускаются в нескольких вариантах с различными сюжетными линиями, задачами и возможностями. Типичный пример — игра Майнкрафт, для которого доступны более десятка вариантов.1

Альтернативную классификацию на основании собственных исследований предлагает А. Киризлеев (aka D_ED_2)2. Он выделил три группы игр по критерию выполняемых действий:

  • Игры общения: получение информации, общение, изучение мира.
  • Игры действий: перемещение в пространстве, использование оружия и техники.
  • Игры контроля: командование, управление, распределение материальных средств.

Внутри групп задаются границы, определяющие дальнейшую детализацию с помощью уточняющих критериев и с использованием устоявшихся названий категорий. Такой подход кажется более рациональным и системным, хотя и более сложным.

Вместо заключения

Мир компьютерных игр очень разнообразен и создать полную классификацию всех игровых программ пока никому не удалось (а возможно и не удастся). Тем не менее, приемлемая для всех классификация позволяет проще ориентироваться среди множества игровых приложений, выбирая те из них, которые кажутся наиболее подходящими.

Подготовлено по материалам сайтов:

Анатольев А.Г., 01.04.2014

Постоянный адрес этой страницы:

↑ В начало страницы