Учебно-методические материалы для студентов кафедры АСОИУ

ЛР №2 Три фазы тестирования

Реализация тестирования разделяется на три этапа:

  1. Создание тестового набора (test suite) путем ручной разработки или автоматической генерации для конкретной среды тестирования (testing environment).
  2. Прогон программы на тестах, управляемый тестовым монитором (test monitor, test driver [IEEE Std 829-1983]) с получением протокола результатов тестирования (test log).
  3. Оценка результатов выполнения программы на наборе тестов с целью принятия решения о продолжении или остановке тестирования.

Основная проблема тестирования — определение достаточности множества тестов для истинности вывода о правильности реализации программы, а также нахождения множества тестов, обладающего этим свойством.

Рассмотрим вопросы тестирования на примере простой программы (листинг 2.6.1) на языке С#. Текст этой программы и некоторых других несколько видоизменен с целью сделать иллюстрацию описываемых фактов более прозрачной.

Листинг 2.6.1. Пример простой программы на языке С

/* Функция вычисляет неотрицательную степень n числа x */
double Power(double x, int n){
double z=1; int i;
for (i=1; n>=i; i++) {z = z * x;} return z;
}

Рис. 2.2. Управляющий граф программы 2.6.1

Управляющий граф программы (УГП) на Рис. 2.2 отображает поток управления программы из листинга 2.6.1

Управляющий граф программы (УГП)– граф G(V,A), где V(V1,… Vm) – множество вершин (операторов), A(A1,… An) – множество дуг (управлений), соединяющих операторы-вершины.

Путь– последовательность вершин и дуг УГП, в которой любая дуга выходит из вершины Vi и приходит в вершину Vj , например: (3,4,7), (3,4,5,6,4,5,6), (3,4), (3,4,5,6)

Ветвь– путь(V1, V2, … Vk), где V1 — либо первый, либо условный оператор программы, Vk — либо условный оператор, либо оператор выхода из программы, а все остальные операторы – безусловные, например: (3,4) (4,5,6,4) (4,7). Пути, различающиеся хотя бы числом прохождений цикла – разные пути, поэтому число путей в программе может быть не ограничено. Ветви — линейные участки программы, их конечноe число.

Существуют реализуемые и нереализуемые пути в программе, в нереализуемые пути в обычных условиях попасть нельзя.

Листинг 2.7.1. Пример описания функции с реализуемыми и нереализуемыми путями

float H(float x,float y)
{
float H;
1 if (x*x+y*y+2<=0)
2 H = 17;
3 else H = 64;
4 return H*H+x*x;
}

Например, для функции Пример 2.7 путь(1,3,4) реализуем, путь(1,2,4) нереализуем в условиях нормальной работы. Но при сбоях даже нереализуемый путь может реализоваться.

Основные проблемы тестирования

Рассмотрим два примера тестирования:

Это означает, что компьютеру, работающему на частоте 1Ггц, для прогона этого набора тестов (при условии, что один тест выполняется за 100 команд) потребуется ~ 3K лет.

Этот тривиальный пример требует прогона бесконечного множества последовательностей входных значений с разными интервалами срабатывания схвата (Пример 2.8).

// Прочитать значения датчика
static public bool ReadSensor(bool Sensor)
{
//...чтение значения датчика
Console.WriteLine("...reading sensor value");
return Sensor;
}
// Открыть схват
static public void OpenHand()
{
//...открываем схват
Console.WriteLine("...opening hand");
}
// Закрыть схват
static public void CloseHand()
{
//...закрываем схват
Console.WriteLine("...closing hand");
}
[STAThread]
static void Main(string[] args)
{
while (true)
{
Console.WriteLine("Enter Sensor value (true/false)");
if (ReadSensor(Convert.ToBoolean(Console.ReadLine())))
{
OpenHand();
CloseHand();
}
}
}

Пример 2.8. Фрагмент программы срабатывания схвата

#include <stdio.h>
/* Прочитать значения датчика */
int ReadSensor(int Sensor)
{
/* ...чтение значения датчика */
printf("...reading sensor value\n");
return Sensor;
}
/* Открыть схват */
void OpenHand()
{
/* ...открываем схват */
printf("...opening hand\n");
}
/* Закрыть схват */
void CloseHand()
{
/* ...закрываем схват */
printf("...closing hand\n");
}
void main(void)
{
int s;
while (1)
{
printf("Enter Sensor value (0/1)");
scanf("%d",&s);
if (ReadSensor(s))
{
OpenHand();
CloseHand();
}
}
}

Пример 2.8.1. Фрагмент программы срабатывания схвата

Рис. 2.3. Тестовая последовательность сигналов датчика схвата

Отсюда вывод:

Следовательно, надо отбирать конечный набор тестов, позволяющий проверить программу на основе наших интуитивных представлений

Требование к тестам — программа на любом из них должна останавливаться, т.е. не зацикливаться. Можно ли заранее гарантировать останов на любом тесте?

В теории алгоритмов доказано, что не существует общего метода для решения этого вопроса, а также вопроса, достигнет ли программа на данном тесте заранее фиксированного оператора.

Задача о выборе конечного набора тестов(X,Y) для проверки программы в общем случае неразрешима.

Поэтому для решения практических задач остается искать частные случаи решения этой задачи.

CC-BY-CA Цыганенко В.Н., 15.10.2012